На сегодняшний день наверняка не осталось человека, который бы не слышал о существовании интернет-коучей с их курсами и тренингами личностного роста.
Цифровизация охватила все сферы современного капиталистического общества. Люди различных профессий стремятся продать свои услуги через социальные сети и сайты, где можно найти любого специалиста: от мастера ногтевого сервиса до врача-хирурга.
Некоторые из них, добившись определённых высот в своём деле, продают курсы новичкам. Особой популярностью пользуются обучающие материалы для копирайтеров, таргетологов, SMM сферы и т.д.
Это не удивительно, поскольку данным навыкам пока не обучают в высших учебных заведениях, а спрос на интернет-профессии с каждым годом растёт.
Однако существуют курсы и тренинги, которые не дают никаких профессиональных навыков, они направлены на поднятие самооценки, раскрытии «денежного потока», «ресурсного состояния» и т.д.
Психолог Оксана Дежкина разобрала причины, почему люди попадаются на удочку продавцов воздуха и рассмотрела этот вопрос с точки зрения науки.
Причина № 1. Поиск лёгких путей.
«Все мы нелогичны, непоследовательны и переменчивы, а наш мозг всегда стремится выбирать задачи попроще», — считает известный психотерапевт Андрей Курпатов.
Удивительно, но наш мозг ещё ленивее, чем мы сами. Он стремится обрабатывать простую информацию за короткий период времени. Наверняка, каждый замечал это на собственном опыте. Например, вместо чтения книги мы часто выбираем посмотреть её экранизацию.
Аналогичная ситуация и с образованием. Пройти онлайн-курс за месяц гораздо проще, чем получать системные знания в течение нескольких лет.
Стоит отметить, что КПД обучения зависит не только от количества времени, потраченного на него. Безусловно, информация лучше закрепляется в памяти при длительном изучении. Однако не всегда многолетнее обучение – гарант качества приобретённых знаний. Важно понимать, когда можно пройти курс и получить все необходимые навыки, а когда необходимо заняться своим образованием более серьёзно.
Причина № 2.Цифровой мозг.
У первобытных людей информация играла почти такую же роль, как пища, поскольку человек, обладающий теми или иными знаниями, мог спасти себе жизнь в диких условиях. В процессе эволюции мозг научился вырабатывать при получении информации гормон дофамин, отвечающий за удовольствие. Именно поэтому мы с таким упоением сидим в социальных сетях.
В 21-м веке данная особенность сыграла с мозгом человека злую шутку. Мы уже привыкли к быстрому получению знаний.
Избыток информации привёл к клиповому мышлению и неспособности изучать сложносочинённую информацию. Современный человек уже не может освоить классическую литературу и научные труды по различным дисциплинам из-за изменения мозга на химическом уровне. Психиатр Андрей Курпатов на одной из своих лекций сказал, что мозг человека, зависимого от интернета поражён так же, как мозг наркомана.
Как результат, повсеместный уровень и качество образования падает. Неспособные к систематическому и длительному изучению информации люди находят альтернативу в виде различных тренингов и онлайн-курсов.
Нейролингвист Татьяна Черниговская в своих лекциях и интервью неоднократно говорила об интеллектуальной беспомощности людей с клиповым мышлением: «Если мозг будет читать идиотские журналы, общаться с дураками, слушать легкую бессмысленную музыку и смотреть тупые фильмы, то не на что жаловаться. Книга, которая, может быть, для кого-то легкая, но для вас она сложная. Фильм, который вы не понимаете. Значит, вы будете думать, читать критику. Или спектакль, где неясно, что хотел сказать режиссер. В таком случае мозг будет занят работой».
Выше упомянутый Андрей Курпатов также заметил, что при постоянном потреблении контента мозг «впадает в спячку»: «…не надо удивляться, что люди, которые не вылезают из социальных сетей, редко включают голову. Мыслят стереотипно, шаблонно и не развиваются».
Таким образом, активные пользователи социальных сетей теряют способность к длительному обучению. Остаётся только одно – купить онлайн-курс, где на пальцах, без лишней и сложной информации всё и так расскажут.
Причина № 3.Отсутствие критического мышления.
Кандидат педагогических наук Елена Колесникова в статье «Критическое мышление как современная проблема личности» говорит о несамостоятельности мышления современной молодежи: «Они (молодежь, — автор) не могут оценить степень убедительности доказательств, понять, когда их вводят в заблуждение или средства массовой информации, будь то политические лидеры, известные экстрасенсы, производители рекламы, и даже собственная спесь и гордость. Такие люди не знают, куда выгодно вложить деньги, какого кандидата или партию поддержать, какую религию выбрать, какую теорию или способ лечения считать более эффективными, не знают, как решить свои проблемы, то есть не могут продуктивно использовать свой интеллектуальный потенциал».
Именно поэтому основной процент клиентов инфобизнеса – молодежь. Учёные выяснили, чем старше человек, тем качественнее работает его мозг. И дело не в простом житейском опыте. В возрасте 40–70 лет мозг человека имеет свои особенности: «Интеллектуальная «мощь» при здоровом образе жизни не падает с возрастом, а только возрастает. Максимальное проявление когнитивных функций находится в интервале 40–60 лет. С 50 лет человек при решении проблем использует одновременно не одно полушарие, как у молодых, а оба (мозговая амбидекстрия).
Считается, что в среднем возрасте человек становится более устойчив к стрессам и может более эффективно работать в условиях сильной эмоциональной нагрузки. Нейроны головного мозга не отмирают как полагали до 30 %, а могут пропадать связи между ними в том случае, если человек не занимается серьезным умственным трудом. Количество миелина (белое вещество мозга) с возрастом в головном мозге возрастает, и достигает максимума после 60 лет, при этом значительно возрастает интуиция».
Критическое мышление можно развить и в молодом возрасте чтением художественной и научной литературы и даже простой саморефлексией. Покупая очередной курс модного блогера миллионщика, задавайтесь вопросом: «А не хотят ли меня обмануть?»
Причина № 4. Стадное чувство.
В 1909 году Уилфрид Троттер опубликовал книгу «Инстинкты стада во время войны и мира», написанной в 1916 году в разгар Первой мировой войны. В ней учёный объяснил, что стадный инстинкт первичен и неразрешим. По Троттеру, он заставляет человека действовать в ущерб себе, забывая о самосохранении и личной выгоде.
Причина № 5. Красивая обёртка.
Самая банальная, но не менее важная причина, по которой люди ведутся на бесполезные тренинги, марафоны и курсы — личный успех интернет-коучей. В социальных сетях они демонстрируют предметы роскоши, дорогие машины и брендовые вещи. Это часть маркетинга.
Во времена бурно развивающегося капитализма практически каждый стремится к материальному успеху. Формула популярности массового инфобизнеса проста: я смог достичь всего этого, и вы сможете, только купите мой курс. И не всегда продавцы воздуха действительно обладают большими финансами.
Дорогие машины можно взять в аренду, а вещи, точь-в-точь похожие на брендовые, купить на рынке. Но это не главное. Ведь потребитель всё равно «ведётся» на обёртку.
Подводя итоги. Все ли коучи хотят нас обмануть?
Нет. Нужно уметь отличать специалиста своего дела от шарлатана и грамотно подходить к выбору информации.
Чтобы научиться это делать, необходимо развивать своё критическое мышление, читать классическую, научную литературу и сократить потребление контента в социальных сетях. Не все тренинги и онлайн-курсы являются бесполезными.
Существует множество профессионалов, которые делятся своим опытом и знаниями с другими.
Автор статьи: Оксана Дежкина.