С какого возраста можно начинать читать детям и когда наступает время самостоятельного чтения — такой вопрос часто задают родители специалистам онлайн-школы Kidskey.
В семьях, где ребёнок часто видит читающих взрослых, привить привычку к чтению значительно легче, чем в тех, где родители никогда не читают для своего удовольствия.
Если вы хотите, чтобы ваш ребёнок полюбил читать, то нужно знакомить его с литературой как можно раньше.
Некоторые психологи советуют читать детям, пока они еще в животе. И рекомендуют продолжать и после рождения. Это дает дополнительный стимул мозгу малыша. Дети, которым в детстве много читали лучше развиваются, более общительны и уверены в себе. Их IQ выше, чем у сверстников, не знакомых с книгой, а речь формируется раньше и качественнее.
От рождения до года дети слушают речь, знакомятся со словами, учатся концентрировать внимание.
Постепенно малыш начинает понимать значения слов, а чтение знакомит его с эмоциями и чувствами. Сказочные истории пробуждают воображение, учат сопереживать главным героям. Ребёнок учится размышлять, принимать правильные решения через поступки героев. Так воспитываются ценные моральные качества личности.
Постепенно у ребёнка формируется желание читать самому, ведь родители бывают заняты, а так хочется поскорее узнать чем же закончились приключения главного героя.
5 доводов в пользу чтения с детства
1) Чтение улучшает качество и грамотность устной и письменной речи ребёнка.
2) С помощью книг можно существенно увеличить словарный запас, развить нестандартное мышление и укрепить память.
3) Чтение книг стимулирует эмоциональное развитие через сопереживание главным героям.
Необычные сюжеты стимулируют воображение ребёнка, ведь он сам может представить себе как выглядит главный герой, мысленно нарисовать замок или лес.
4) Чтение помогает улучшить успеваемость в школе. Проблемы в учебе, потеря интереса к занятиям и снижение оценок по всем предметом могут быть прямым следствием неумения быстро читать и понимать текст.
5) Чем раньше вы введете книгу в жизнь ребёнка, тем легче ему будет учиться.
В формировании любви к чтению избегайте досадных ошибок
1) Учите не букву, а звук. На этапе обучения чтению бывает, что родители учат детей алфавитным названиям букв, а потом удивляются, почему ребенок не может соединить буквы в слоги. Учите так: не «ЭМ», а «М», не «БЭ», а «Б». На этом этапе букву и звук называйте одинаково, чтобы не было путаницы.
2) Не спешите. Начинать детей читать лучше с 4-5-х лет, когда их мозг будет к этому готов. Попробуйте увлечь ребёнка игрой с буквами: если ему нравится, то отлично, можно продолжать. Если нет, то отложите занятия на 3-6 месяцев.
3) Не заставляйте. Запомните, всё, что сделано через принуждение, не имеет ценности. Раз или два у вас получится заставить ребёнка читать, но таким образом сформируется не интерес к чтению, а отвращение к занятиям в целом. Предложите не учиться, а играть. И включайте в игру учебные упражнения. Прекращайте занятия сразу, как заметите, что ребёнок устал.
4) Тем больше, тем лучше. Ошибочное мнение, что чем дольше длится урок, тем больше усвоит ребёнок, приведет только к конфликтам и отказу заниматься. Психика 5-6-летних детей устроена так, что удерживать внимание они могут только 5-15 минут, затем им нужна передышка. Дети быстро устают. Все, что вы будете им рассказывать после 15 минут занятия, будет бесполезно. Поэтому не тратьте время зря. Используйте занятия по 15 минут, но каждый день, а не по 60 минут 2 раза в неделю. Так, маленькими шагами, вы сформируете основу для дальнейшего обучения.
5) Ошибочная стратегия обучения. Часто детей учат буквам по разрезной азбуке, где к букве привязана картинка. Так у ребёнка прочно формируется связь «буква=слово». Потом ему сложно будет объяснить, как составить слово «лиса» из разных букв. Используйте раздельные картинки с предметами и буквами.
Специалисты онлайн-школы Kidskey собрали несколько советов по формированию у ребенка любви к чтению.
Советы
1) Читайте ребёнку с раннего возраста перед дневным и ночным отдыхом.
2) Давайте малышу книги с плотными страницами, яркими картинками. Рассматривайте вместе картинки. Разучивайте короткие стихотворения, потешки, забавлялки.
3) Берите 3-4х-летнего ребёнка с собой в книжный магазин. Помогите ему самому выбрать книжку, которую он хотел бы послушать.
4) Если малыш просит читать одну и ту же сказку, не перечьте ему. Ребёнку приятно слушать знакомые строки, вспоминать сюжет и реплики героев. Так он быстрее успокоится и настроится на отдых. Дайте ребёнку время, потому он сам попросит другую книжку.
5) Если ребенку уже исполнилось 5 лет, а интереса к чтению он не проявляет, то подключайте игру. Через небольшие игровые упражнения учите буквы, пробуйте соединять их в слова. Так постепенно вы научите ребёнка читать и сможете подготовить его к школе.
6) Используйте метод Искры Даунис. Она работала детским психологом и придумала писать детям письма от любимых сказочных героев, которые приходят прямо под подушку. Каждое утро ребёнок находит там новое письмо и читает с удовольствием. Так чтение из механического становится осознанным, ребёнок сам хочет поскорее научиться читать.
7) Метод Кассиля. Суть его в том, что вы читаете сказку и обрываете её на кульминации сюжета. Ребёнок ждет продолжения, а вам некогда. И тогда малыш сам берёт в руки книгу, чтобы поскорее узнать, чем же все закончилось. Вы хвалите за инициативу и предлагаете помочь: 2 строчки читаете вы, а следующие две — ребёнок. Так чтение становится увлекательным процессом, приятным, а позже и любимым занятием.
Прививать любовь к чтению лучше всего в семье, потому что родители — пример для ребёнка во всём. И не откладывайте на потом, в 9 лет приучить детей к чтению намного труднее.