По мере того, как церковь вынужденно подстраивается под существующий мировой порядок, все менее строгими становятся ее канонические положения. Поэтому и процедура развенчания церковного брака за последние годы претерпела некоторые изменения.
Начнем с основных понятий венчанного брака. Принципиальное положение его – нерасторжимость. Как сказано в писании от Марка: «Муж должен прилепиться к жене своей … И что Бог сочетал, того человек да не разлучает». Получается, что тот, кто разведется с супругом своим, нарушит заповедь Божию. Как же быть в случаях, когда жить с опостылевшим супругом, нет никаких сил? Если ли выход из этой ситуации?
Главное условие
Самой главной причиной для развенчания становится прелюбодеяние. Иными словами супружеская измена. Хотя считается, что и в этом случае ради сохранения семьи и блаженства загробной жизни, нужно попытаться смириться с этим фактом. И попытаться всеми силами сохранить брак. Согласно Новому завету в этом случае жене следует более не вступать в новые церковные отношения. А мужу, если измену совершила жена, но он согласен жить с нею, не оставлять ее. В противном случае, согласно правилам христианской церкви, дети их будут нечистыми. Послание призывает обоих супругов тысячу раз подумать прежде, чем расстаться. Ведь речь идет об их спасении в загробной жизни.
Послабления
В православной церкви также только неверность могла стать причиной развода. Но в 2000 году РПЦ в Основах социальной концепции сделала возможным ряд послаблений и поблажек верующим. Список причин для развенчания церковного брака был значительно расширен. Теперь к ним относятся:
- Сознательное с умыслом оставление семьи одним из супругов;
- Проведение аборта при условии, что муж не был с ним согласен;
- Серьезное психическое заболевание одного из супругов, которое он или она скрыли, или вновь приобретенное заболевание;
- Заключение одного из супругов в тюрьму вследствие нанесения им тяжкого вреда здоровью или убийства;
- Хронические вредные привычки: алкоголизм или наркомания;
- Противоестественные наклонности;
- Неспособность выполнять супружеский долг по причине врожденного заболевания или намеренного причинения вреда здоровью;
- Заболевание сифилисом или проказой;
- Заболевания, вызванные СПИДом, или если один из супругов – ВИЧ-инфицирован;
- Длительное, более 6-ти месяцев, отсутствие супруга;
- Угроза жизни или попытка причинить вред здоровью детей или супруги.
Каждый такой случай должен тщательно расследоваться и быть подтвержден документально или свидетельскими показаниями.
При этом следует понимать, как происходит такой процесс развенчания. Нет специального чина о расторжении брака. Есть только бюрократическая формальность, когда епископ или патриарх разрешают повторный церковный брак. Гражданский повторный брак в органах ЗАГСа перед этим должен быть уже зарегистрирован.
Второй и третий церковные браки
После развода, согласно канонам, второй невиновный супруг может подать прошение о развенчании. В результате он может вступить во второй, тоже церковный брак. Первому же супругу для того, чтобы избежать в будущем новых прелюбодеяний, разрешат вступить в новые отношения. Но только после выполнения наложенной на него епитимьи и длительного покаяния. Третий брак еще более увеличивает срок церковного наказания.
Отношение церкви к этим бракам неоднозначное. И скорее является своеобразной уступкой. А не является напутствием сладострастию и сластолюбию. Обряд в этих случаях совершается по покаянному чину. Осуждению второй и третий брак не подвергаются. Но и не приветствуются.
Овдовевшие супруги
Для вдов или вдовцов церковь в этом процессе тоже делает исключение. Оговаривая только тот факт, что большая благодать будет у тех из них, кто сохранит верность умершему супругу. Так как, если бы они не смогли при жизни полюбить друг друга, но при этом не разошлись.
Как писал Иоанн Златоуст лучше находиться при детях и избрать воздержание, чем жить в блуде. Для тех, кто изберет этот путь, и не будет делить ложе с другим избранником, бесконечные годы и годы вдвоем ждут их в загробном мире. Любовь можно сохранить и пронести сквозь века даже по отношению к умершему супругу.
Другое дело, что одна из основных заповедей церкви гласит: «Живите и размножайтесь». Поэтому второй овдовевший супруг может, если захочет, вступить в повторный брак. Но должен делать это с большим целомудрием.
Надежды на счастье
Конечно, всем хочется, давая клятвы и обеты при заключении брака, до конца своих дней прожить с любимым супругом в горе и в радости. Но не у всех в итоге хватает сил и желания сделать это. Слишком много соблазнов подстерегает нас на жизненном пути. Не каждый на склоне лет сможет с гордостью сказать, что ни разу не поддался им. И не нарушил заповеди Божии.
Видеоряд к статье: