Время летит настолько быстро, что иногда кажется, что ещё вчера наш ребенок впервые одарил мир своей очаровательной улыбкой, а сегодня его пора готовить к посещению школы.  Родители задаются вопросом: как лучше всего помочь ребенку адаптироваться к новым правилам жизни, как определить психологическую готовность ребенка к школе?

4_картинка_критерии_готовности_к_школе

Психологическая готовность к обучению в школе

Под термином психологической готовности подразумевается уровень развития ребенка и его способность к обучению  в рамках школьной программы.

Выделяют следующие основные моменты, позволяющие сделать вывод о готовности ребенка к школе:

  • готовность социально — психологического плана. Если сказать просто, то это желание маленького человека идти учиться, осознание необходимости этого действия и наличие интереса к обучению. Социально зрелый ребенок умеет устанавливать контроль над своими эмоциями, возникающиими в учебном процессе, может заставить себя выполнять не очень интересные для него задания или отказаться от интересной игры, чтобы выучить домашнее задание. Ребенок должен понимать работу в группе, подчиняясь принципам совместной работы.
  • Уровень интеллектуальной готовности характеризуется развитием логики, образного мышления, способностью не терять внимание в течение отведенного времени на поставленную задачу. О достаточном развитии интеллекта первоклассника говорит способность понять задание и выполнять его строго по плану. Принято считать, что уровень интеллекта является эквивалентом функционального созревания головного мозга.
  • Физиологическая готовность характеризуется достаточным развитием моторики пальцев рук, общей работоспособностью, уровнем физического развития.
  • Развитие речи, наряду с перечисленным выше, можно так же отнести к критериям оценки нервно – психического развития ребенка. Объяснение этому в том, что интеллект с речью очень плотно связаны друг с другом и указывают сразу на степень общего развития ребенка и на степень развития логического мышления.
  • О развитии личностной готовности могут говорить факты утраты детской импульсивности, понимание важности происходящего процесса и вопросы только по теме занятия, а не на отвлечённые темы.
school-ready2x

Проводить диагностику уровня готовности детей впервые стали за границей. На данный момент в нашей стране разработано множество различных тестов в виде заполнения анкет. Ответы ребенка анализируются, заносятся в специальные таблицы и по ним выводится итоговый уровень.

Выявлена закономерность, что дети, успешно справляющиеся с тестом, в дальнейшем хорошо учатся. Но те, кто справился с ним хуже, тоже могут хорошо учиться. Тест является показателем уровня подготовленности на определенный момент, но не является определителем интеллекта ребенка.

Все существующие методики не дают представления о имеющейся мотивационной готовности у детей. Поэтому ведется постоянный поиск по дальнейшему совершенствованию программ обследования. Новые программы должны будут содержать всеохватывающие компоненты для формирования объективного вывода о степени подготовленности ребенка к посещению школы.

i11272-image-original

Рекомендации по подготовке ребенка к школе

Во – первых, важно развивать у дошкольника внимание, то есть учить выполнять определенное действие до конца, не бросая на половине.

Во – вторых, тренировать понимание причинно – следственных связей, то есть логическое мышление. Для этого необходимо периодически обсуждать прочитанную книгу или просмотренный фильм. Понять причины произошедших там действий и увидеть к каким последствиям это привело, то есть найти ответ на вопрос: «почему так произошло»?

В-третьих, развивать память и речь. Для этого можно попросить своего малыша описать любую понравившуюся картинку или кратко пересказать смысл просмотренного фильма (сказки), вспомнить какой – то забавный случай из недалекого прошлого. Кроме того, существует масса специально созданных игр для развития внимания и памяти.

В – четвёртых, отметим важность тренировки выполнения определенной последовательности действий. Это пригодится в классе, когда учитель будет поэтапно объяснять выполнение заданий, а ребёнок должен будет слушать и следовать его инструкциям.

В – пятых, очень важным моментом является умение малыша правильно держать ручку и выполнять мелкие манипуляции пальчиками. Для этого рекомендуют больше заниматься лепкой, рисованием, выкладыванием мозаики и сборкой предметов из мелких деталей конструктора.

99662

Последний совет для родителей будущего первоклассника – формировать положительный настрой к учёбе. Поэтому очень важно самим очень уважительно отзываться о занятиях в школе, поддерживать любознательность ребенка, объяснять, как много знаний даёт школа. Уместно приводить примеры, какие школьные знания и материалы могут пригодиться в дальнейшей, взрослой жизни.

psichologicheskaya-podgotovka-detey-6-let-k-shkole-zanyatie-17

Видео по теме: